28.03.2024

Орловские руины: 10 разрушенных дворянских усадьб

«Усолье – прелесть, которым я наслаждаюсь. Здесь чувствуется величие и простор, близость к природе, к жителям, какое-то спасение…»

Из личных дневников Марии Владимировны Орловой-Давыдовой
Усадьба "Усолье" - графский дом
источник изображения: https://chronograph.livejournal.com/198887.html

Усадьба «Усолье» — величественный каменный дворец на берегу Волги, превратившийся сейчас в руины. Только сохранившиеся барельефы орлов напоминают, что некогда богатым имением владел графский род Орловых, фавориты Екатерины II.

История «Усолья» берет свое начало в 1768 году. Согласно местной легенде, в путешествии по южной окраине России Екатерина II остановилась на горе Светелка и предложила стоящему рядом Григорию Орлову: «Что взглядом окинешь, все твое будет!» Но на деле история была более прозаичной. Братья Орловы подали прошение императрице: в обмен на их недвижимое имущество в разных губерниях они получают в «вечное пользование» земли Самарской луки. Поскольку положение Орловых при дворе было особым, привилегированным, просьбу вскоре исполнили. И в 1770 году владельцами обширных волжских земель стали пять братьев Орловых. Здесь и берет свое начало «Усолье».

ВЛАДЕЛЬЦЫ

На протяжении 134 лет деревянной двухэтажной усадьбой, а затем целым комплексом из восьми построек, владел графский род Орловых и его ответвление Орловы-Давыдовы.

«Екатерининские орлы» — так называли братьев Орловых, бывших в числе главных сподвижников императрицы Екатерины II. Старший из них – Иван Григорьевич — первый владелец «Усолья».

Иван Орлов не был столь знаменит, как младший брат, Григорий. Но пользовался безраздельным уважением братьев. Именно на его плечи, после кончины родителей, легли все хозяйственные обязанности по управлению многочисленными имениями Орловых, в том числе выстроенной в 1773 году усольской усадьбой.

При Иване Григорьевиче в ее окрестностях появились: конный, винокуренный, салотопенный и мыловаренный заводы. Все эти преобразования положили начало развитию усольского имения.

После кончины графа в 1791 году, земли Орловых поделили между наследниками. Большая часть из них отошла Владимиру Григорьевичу Орлову.

«Младший из знаменитых “Екатерининских орлов”- Владимир не отличался ни богатырским ростом, ни молодецкой удалью своих старших братьев, да и в дворцовом перевороте 1762 года участия не принимал…«

Путеводитель по Усолью 2005-2006 гг.

Но императрица не обделила благосклонностью последнего из Орловых. Учрежденную в 1766 году должность директора Академии наук она доверила именно Владимиру Григорьевичу. За тягу к наукам и новые обязанности он даже получил прозвище – «философ».  Академия в то время находилась в упадке, но всеми силами Орлов возвращал ей былой блеск. Он пытался заменить иностранные языки протоколов заседаний русским, покровительствовал русским студентам, отправлявшимся за границу, организовал несколько научных экспедиций.

При владении усадьбой Владимиром Григорьевичем в Усолье открылись первые училища. Со смертью графа в 1831 году, пресеклась прямая мужская линия рода Орловых. Поэтому фактическим владельцем фамилии и родового имения стал внук графа Владимир Петрович Давыдов, а с 1856 года – Орлов-Давыдов.

Эпоха Орловых-Давыдовых

«При Владимире Петровиче был золотой век Усолья. С отменой крепостного права всё пошло по-другому. Помещик перестал себя чувствовать отцом крестьян»

Нина Александровна Симоненко, филолог, краевед, член Союза писателей России, автор книги «Тайны графской усадьбы»

Выпускник Эдинбургского университета, обер-церемониймейстер и почетный член Академии наук Владимир Петрович был настоящим образцом помещика-просветителя. Впервые он посетил «Усолье» в 1832 года сразу после свадьбы с Ольгой Барятинской – и с энтузиазмом взялся за преобразование поместья.

Почти каждое нововведение служило заботой о жизни крестьян. Огромное число дворовых отпустили на волю. Появилось училище на 40 мальчиков-сирот для подготовки будущих усадебных конторщиков за графский счет. А в 1841 году мужское училище расширили и, с подачи Ольги Ивановны, открыли женское училище для крестьянских детей.

Управляющим в то время был Карл Петрович Брумер, полностью разделявший идеи графа. Он никогда не отказывал крестьянам в помощи: покупал лошадей за свой счет, отдавал хлеб для посева и пропитания неимущим.

Первостепенно «Усолье» было для Орловых-Давыдовых – доходным имением, а уже после летней резиденцией. Они приезжали один раз в 2-3 года, но задерживались на несколько месяцев, а иногда и на целый год. Для Орловых усольская усадьба была любимейшей.

«Приближаемся к Усолью, сердце бьется, сижу в экипаже вместе с Владимиром и мальчиками, на горизонте показываются Жигулевские горы. Подъезжаем к большой дороге, видим, как крестьяне отовсюду прибегают, бросая плуга, чтобы идти нам навстречу. Никогда нигде нас так тепло не принимали, испытала удовольствие, которое не в силах описать…»

Из личных дневников Ольги Орловой-Давыдовой

Последние Орловы-Давыдовы

С 1882 года и вплоть до Октябрьской революции усадьбой владели Анатолий Владимирович Орлов-Давыдов и его сыновья, Алексей и Александр. В это время начался постепенный упадок имения: потомков старого графа больше волновало военное и политическое поприще.

Орловы в 1917 году покинули с остатками Белой армии Российскую империю, бросив свои усадьбы на разорение…

«Три брата Орловых-Давыдовых отбыли за границу. Богатства “Отрады” братья Александр и Владимир сложили в 87 ящиков и отправили в Исторический музей Москвы. А с Усольем так не получилось. Его разграбили, так как главный владелец — Алексей Анатольевич — редко там бывал. Успел эмигрировать раньше, чем там начались революционные волнения«

Нина Александровна Симоненко, филолог, краевед, член Союза писателей России, автор книги «Тайны графской усадьбы»

После революции

Усадьбу национализировали, и в 1919 году передали на баланс Наркомзема РСФСР. Вместо доходного имения открывается сельскохозяйственный техникум, просуществовавший вплоть до 1970 года.

В 90-е годы усадьбу отдали под расселение беженцев из бывших стран Советского союза – в это время здания серьезно пострадали. Последующие пожары, самый крупный из которых случился в 2009 году, превратили некогда великолепное поместье в руины…

АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ УСАДЬБЫ

Изначально усадьба и все прилегающие к ней постройки были из дерева. По левую сторону от барского двухэтажного дома располагался флигель управляющего, а по правую – «застольная» и кухня с подсобными помещениями.

В 1812 году по неосторожности местного дьякона все деревянные постройки в Усолье сгорели:

«После пожара 1812 года, когда все Усолье практически выгорело, включая и деревянный графский дом, было решено графские постройки строить каменными»

Усольская летопись о. Сергея Преображенского

За последующим строительством следил сын Владимира Григорьевича, Григорий Владимирович. По его замыслу, усадьбу выстроили роскошнее, чем хотел старый граф. План разработал крепостной архитектор Христофор Иванович Сахаров при консультации известного русского архитектора Доменико Жилярди.

«Привел я лучшего в то время архитектора и указал он мне место на высокой горе, чтобы построить тут трехэтажный барский замок и церковь. План мне полюбился, однако исполнил я его не совсем в точности. Церковь на высокой горе, на открытом от лесов месте, построил, а для постройки дома опустился пониже, к берегу реки, между лесами…»

Из личного архива Владимира Григорьевича Орлова

В последующие 1814-1820 годы выстроили каре каменных помещений: дворца с флигелями, мастерскими, складами. При графе Орлове-Давыдове в усадьбе было многое изменено.

Усадьба при Орловых-Давыдовых

Вотчинную контору перевели в южный флигель, а освободившийся трехэтажный дом включили в жилой комплекс. Внешний же облик остался прежним. Граф заботился о состоянии усадьбы, поэтому в 1867-69 годах полностью заменили обветшавшие двери, окна, полы; более современной стала и внутренняя отделка.

«Планировка усадьбы представляла замысловатый, но единый дворцово-хозяйственный комплекс. Все было рядом: замок-дворец, павильоны, флигели, оранжереи, службы, конюшни. В подражание английскому аристократическому поместью В.Г. Орлов создал вокруг усадьбы пейзажный парк, куда были запущены соловьи и не прижившиеся впоследствии олени».

 А. Нефедов “ Отрада графов Орловых”

Также граф продолжил пополнять уникальную библиотеку, начало которой положил еще Владимир Григорьевич. В нее входили сочинения Плутарха, Наполеона, Вольтера и даже раритет — «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» 18 века.

Помимо библиотеки в усадьбе хранилась великолепная коллекция оружия, которая считалась одной из лучших к началу XX века.

В 30-е годы специально приглашенный французский садовник Помре разбил ландшафтный парк и фруктовый сад перед восточным фасадом усадьбы. Гордостью усольского имения был уникальный сиреневый сад, вмещавший в себя все виды сирени, способной цвести в волжском климате.

«Здесь мы каждый день смотрим и не можем насмотреться досыта на все чудеса, произведенные Бруммером. Много сделано нового и прекрасного. Одно слово – Англия с русским простором. Да, это Англия на русской почве!»

Владимир Владимирович Орлов-Давыдов в письме к отцу в 1864 г.

Как разрушается «Усолье»

Сейчас сада и парка уже нет. Все вокруг, все 28 гектаров поместья, разрушились и поросли травой.

От бывшего убранства комнат остались старый библиотечный шкаф, часть столового сервиза и дневник графа с указаниями по обустройству имения.

На въезде в усадьбу больше нет оригинальной кованой ограды с изваяниями орлов по бокам, гордого напоминания, что когда-то этим местом владела одна из знатнейших фамилий Российской империи.

Из целого комплекса построек лучше всего сохранилась вотчинная контора с барельефами орлов на стенах. А от бокового балкона– только чугунные крепежи. Мезонин обвалился. Стекла выбиты.

Главные разрушения, конечно же, коснулись графского дома. Обвалилась крыша, этажи, отделка и герб, который чудом удалось сохранить. Сейчас он находится в музее истории Усольского края.

Заходить внутрь опасно. Чугунный балкон прямо перед входом еще стоит, но колонны в его основании разрушаются с каждым днем. В прихожей осталось подобие дымохода, когда-то согревавшего помещения. Мезонин, как и на вотчинной конторе, разрушен…

За те 30 лет, что усадьба разрушается, уже сложно разобраться, кем и для чего использовалось то или иное здание. Но главное: они все еще стоят. Возможно, в том заслуга бывшего управляющего имением, Василия Фомина.

«…Он поднимался на второй этаж и сотню кирпичей с каждой партии сбрасывал вниз. Если хотя бы один кирпич разбивался, браковали всю партию, то есть тысячу штук! Каменщик должен был выкладывать за рабочий день стену в аршин высотой, толщиной 90 см. Если он складывал больше положенного, его заставляли разобрать и увольняли. Потому что качественно за рабочий день можно сложить только аршин!»

НАШЕ ВРЕМЯ

Усадьба заброшена с 1975 года. Только некоторые хозяйственные постройки находятся в пользовании местных жителей.

Но в 2006 году Министерство культуры Самарской области заинтересовалось реставрацией усадьбы. Компания «Векторстройпроект» подготовила проект и всю необходимую документацию за 14 с лишним миллионов рублей.

«Деньги выделялись на создание проекта по восстановлению Усадебного комплекса Орловых-Давыдовых в селе Усолье. Приезжали архитекторы, проверяли фундамент, но и только. Более никаких работ не проводилось»

Ольга Лисина, директор музея Усольского края

Крышу законсервировали сотрудники с завода «ТЯЖМАШ», но сейчас и она разрушилась.

В 2019 году губернатор Самарской области, Дмитрий Азаров, во время визита в Усолье поручил заняться усадьбой. Вопрос восстановления требует ее возвращения под собственность региона. Сейчас же она все еще принадлежит сельскохозяйственному техникуму.

Сказано – не значит сделано.

И уже в январе 2020 году «Усолье» вычеркнули из концессионного списка. Государство не заинтересовано в восстановлении усадьбы ни своими, ни чужими силами.

Не хочется верить, что такой печальный конец ждет еще одну русскую усадьбу, памятник с трехвековой историей. Такого же мнение придерживается директор усольского музея, Ольга Лисина:

«Очень не хочется в это думать, потому что мы переживаем за судьбу такой значимой во всех смыслах, Усадьбы! Ведь это вековая история! Всем нашим посетителям во всей красе рассказываем о ней и её жителях. Надежда умирает последней! Поэтому надеемся, что всё-таки найдутся люди заинтересованные и неравнодушные.

И надежда есть на её восстановление! Потому что даже в таком виде она благородна и красива!»

Надежда действительно есть. Усадьба «Быкова гора» находится в столь же удручающем состоянии. Но в 2021 году начинается первый этап реставрации:

Ответ по усадьбе "Быкова гора". Есть надежда на восстановление усадьбы "Усолье"
Ответ на наш официальный запрос

А пока… усольцы год за годом растаскивают кирпичи и гвозди. А бывшие бальные залы для местных детей – только игровая площадка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *