19.04.2024

Поезд с конечной станцией «Смерть»

Курильщик — сам себе могильщик.

поговорка

Мрачный Питерский двор-колодец. Грязные жёлтые стены. На двери каждого подъезда висит лист А4 с надписью: «Курение на дворовой территории запрещено законом Санкт-Петербурга». Я тихо иду по лужам, всматриваюсь в знакомый силуэт и расстраиваюсь: он снова зажимает пальцами сигарету. Подхожу ближе и сквозь серый дым вишнёвого «Чапмана» вижу голубые чистые глаза. Вместо приветствия вопрос: «Зачем ты опять себя убиваешь?»

Братство. Кольца? Нет. Сигарет

Мой друг начал курить из-за серьёзных проблем в жизни: расстался с девушкой, заболел любимый кот, нагрянула пандемия. Это сломило его. «Империя рухнула», — так говорит он сам о тех днях, когда сел в дымный поезд до станции «Смерть». Только вот жизнь стала налаживаться: нашёл новую девушку, кот выздоровел, карантин ослабили. А тиски курения не спешат разжиматься. Мать переживает, пытается бороться за лёгкие сына. Пока бесполезно. Друг говорит, что бросит, но не вижу желания. И не понимаю, почему столь волевой человек не может справиться с проблемой курения.

На самом деле, всё намного запутаннее. Зачастую курение предстаёт в виде друга, протягивающего руку и обещающего увести в мир спокойствия. Но уводит оно на «тот свет». Зная это, люди продолжают курить. Зачем? Причин много.

«Знаешь, мне кажется, что курение помогает наладить контакт с обществом», — сказала я своему другу. «Да. Мы с тобой так и познакомились», — его бесспорный аргумент заставил меня вспомнить общежитие. Раньше мы с девчонками впятером выходили на улицу. Курящих среди нас только двое. Мы с Катей и Соней не курили, но каждый раз выходили «покурить». Это был некий ритуал. У входа в общежитие всегда собиралась молодёжь: компании из разных квартир выходили подышать никотиновым воздухом. Все старались встать подальше от окна охранника на первом этаже и от камер на двери, или же садились на синие лавочки у дома напротив. Студенты просили друг у друга сигареты, зажигалки, спички, начинали общаться, сближаться. Мы узнавали новости и сплетни, знакомились и потом ходили в гости по комнатам. Один раз девушка с разноцветными волосами рассказала, что на шестом этаже умер мужчина. Я помню, как Лиза, моя соседка, обронила сигарету, услышав эту новость. В её глазах сверкнул страх — так бывает у людей, боящихся смерти. Затем она спокойно выдохнула и с детским любопытством начала расспрашивать новую знакомую. А девушка с разноцветными соломенными волосами подала ей новую сигарету из своей пачки и продолжила рассказ.

Меня до сих пор удивляет, что мы с Катей, некурящие люди, были вовлечены в это. Сигареты, хоть и косвенно, помогли нам устроиться в социальной группе жильцов общежития. «Считаю, что курение сближает людей», — сказала мне Лиза. И это действительно так. Мой друг каждый раз выходит покурить, заводит знакомых и возвращается с новой информацией. Курение порождает братство курильщиков, объединяет пассажиров дымного поезда. Незнакомые люди запросто делятся предметами курения, иногда даже без слов. Однажды друг умудрился постирать толстовку с зажигалкой, и она стала плохо работать. Мы стояли у подъезда, он безуспешно пытался её зажечь. Внезапно мужчина, проходивший мимо, поднёс к его сигарете тоненький огонёк и, не останавливаясь, пошёл дальше. Глаза моего друга округлились от удивления и неожиданности, смешанной с радостью и восторгом. «Спасибо», — крикнул он вслед мужчине, а я ещё час слушала о том, как ему понравился этот поступок.

Но в этом «братстве» не всегда добрые законы. Расскажу о случае, произошедшем со мной в августе 2019-го года. Я была в гостях у Саши, друга, который курит с восьми лет. Мы мирно беседовали, пили фруктовый чай. Было уже два часа ночи, и к нам на огонёк решил зайти друг Саши Валера. Парни обменялись рукопожатием и ушли курить на балкон. Я осталась одна в зале, стала рассматривать синий шарф футбольного болельщика с надписью «Черноморец». В какой-то момент буквы начали плясать, а затем и вовсе исчезли будто в тумане — комната наполнилась дымом. «Идём к нам», — послышалось с балкона. Я отказалась, поскольку не люблю запах сигарет. «Ненавижу девушек, которые так себя ведут», — крикнул Валера. Каждый децибел звука его голоса был наполнен беспричинной злостью. Как мне потом объяснил Саша, Валера воспринял моё «нет» чрезвычайно эмоционально потому, что это для него это было признаком снобизма, высокомерия. И он не мог в тот момент сообразить, что мне неприятен дым. Валера, как и Саша, рано начал покупать сигареты. Он просто привык, что все вокруг курят. Более того, это ритуал знакомства. А я отказалась даже постоять рядом с ними. Сорвала негласный ритуал, не прошла посвящение в «братство». Знакомство не состоялось. В такой ситуации непонятно, что вредит больше: курение или некурение.

Воспоминания, уводящие на “тот свет”

Не только попытка связать себя с внешним миром толкает людей в поезд, конечной станцией которого является смерть. «Курение напоминает мне об отце», — с глубочайшей печалью и скорбью сказала Лиза. Она сидела на кровати, перебирая тонкими пальцами сигареты в пачке. Я видела, как слегка дрогнули её губы при упоминании отца, погибшего в аварии. Сдержалась. Не заплакала. «Мама рассказывала: когда были подростками, папа брал с собой овчарку, покупал дорогое мороженое и сигареты, и они шли в лес разговаривать о будущем. Очень скучаю по погибшему отцу. Сигареты напоминают о нём», — произнесла она с грустной улыбкой. Дым, запах, определённый тип сигарет, — всё это закрепляется в нашей жизни ассоциациями. Курение может напоминать человеку о счастливых моментах, о пережитых эмоциях, об ушедших людях. В моём детстве воспоминаний, связанных с сигаретами, немного. Ярко-красная упаковка, белая надпись «Прима» письменными буквами, — такие сигареты курил дедушка. Он всё пытался бросить, и ему это удалось. Бабушка в то время управляла семейными финансами и просто перестала давать ему денег. Она украдкой доставала сигарету из «сокровищницы» и строго протягивала дедушке по одной штуке в день. Я чувствовала детскую радость. Дедушка отучался от сигарет. Более того, мне было весело. Дедушка в шутку воровато спрашивал меня, не знаю ли, где хранится клад. Затем, подобно Шерлоку Холмсу, делал вид, что думает и ищет. А бабушка ещё более воровато прятала клад в завёрнутый ковёр, крадясь по залу на цыпочках. Сигареты ассоциируются у меня с весёлой игрой взрослых, но мне не надо курить, чтобы вспомнить о дедушке. Для Лизы же курение — это наследие отца, мостик к семейным воспоминаниям.

Иногда родители подают дурной пример ребёнку, буквально сами сажают их в дымный поезд. Забавно и одновременно грустно слышать нравоучения о том, что курить плохо, от человека с сигаретой в руке. Виноваты ли взрослые? Отчасти, да. Некоторые из них имеют зависимость от сигарет и не хотят, чтобы дети страдали от того же в будущем. В итоге они пытаются донести до них идею о вреде курения. Но, увы, ребёнок учится на поступках, а не на словах. Некоторые родители не считают курение вредной и опасной для здоровья зависимостью и эгоистично курят при детях.

Разумеется, ассоциации связаны не только с детством и родителями. Дружеские и любовные отношения также могут породить привязанность к сигаретам через человека их курящего. Друг с вишнёвым «Чапманом» навеки связал себя подобной ассоциацией в моих воспоминаниях. И, пройдя мимо другого человека с такими же сигаретами, я наверняка подумаю о нём.

Как все, с сигаретой в зубах

Частой причиной курения является желание быть как все. «Диан, я учусь в меде. Как я могу не курить?», — сказал мне Серёжа. «Журналисты спиваются», «Вот в Питер переедешь и закуришь, тут все курят», — такие стереотипы бытуют в обществе. Серёжа курит, потому что учится в меде и относит себя к социальной группе студентов-медиков. Тяжело. Все курят. Однако я знаю медиков и петербуржцев, которые не курят, журналистов, которые не спиваются. Дело в том, что, попав в определённую группу, некоторые люди приспосабливаются к её условиям. Перед входом в университет промышленных технологий и дизайна каждый день в учебное время курят студенты. Они стоят поодиночке или же кучками и выпускают изо рта дым. Там же иногда можно встретить моего друга, курящего «Чапман». «Общественная курилка», — так со злостью назвала это место наша староста. Некурящие люди вынуждены пробираться через дым, словно ежики в тумане. И снова нас некурящих притесняют.

Очередной Томас Шелби

К сожалению, в кинематографе популяризируют сигареты. «Я курю эстетично», — выпуская дым, надменно проговорил Миша. Он сам научился делать сигары и явно гордился этим. А я знала, что Миша ярый поклонник «Острых козырьков» и, конечно, в момент курения представлял себя Томасом Шелби. Красиво сделать затяжку и с томным взглядом задумчиво выпустить дым — такова эстетика курения. Но Миша забыл о том, что горький запах сигарет, отвратительный кашель и ранняя смерть не так уж и эстетичны. И хотя в фильме «Константин» отчётливо говорится: «Ты умрёшь молодым из-за того, что с детства выкуривал по тридцать сигарет в день. И ты отправишься в ад, потому что так прожил свою жизнь», молодые люди думают не о словах падшего ангела, а о красивом курении Киану Ривза. Но вины кинематографа в этом нет, ведь «… мудрый человек, подобно хорошему металлургу, может извлечь золото из самой нечистой книги, глупец же останется глупцом с самой лучшей книгой, как и без нее…» Это высказывание из «Ареопагитики»: тот, кто хочет, может из самого плохого вытащить хорошее. Так, люди сами выбирают, что видеть в фильмах, на что делать акцент. Посмотреть сериал и начать курить или же задуматься о более глубоких вещах, которые показаны в «Острых козырьках» — выбор Миши очевиден.

Как спасти?

Самое страшное, что молодые люди мало думают о здоровье. «На счет влияния на здоровье не сильно задумываюсь, но у меня акне, а сигареты сильно на кожу влияют, так что тут тоже фактор довольной значимый», «зависимость мне ни к чему, не располагаю лишними деньгами», «я не настолько богатый», — так ответили некурящие Катя, Дима и Илья. О здоровье совсем не думает мой друг, отшучиваясь: «До импотенции пока далеко, так что нормально». Когда я в первый раз услышала такое, почувствовала безысходность. Теперь же каждый раз напоминаю о том, что каждая выкуренная сигарета приближает его к импотенции. Тяжко вздыхает. Страшно. Но безрезультатно. Хотя на пачке чётко написано: «Содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества». Да и немецкие учёные установили, что одна сигарета отнимает драгоценные 12 минут жизни.

   Сейчас друг курит не из-за внутренней сломленности, стресса, беспокойства (хотя после ссор его рука всегда тянется к сигаретам). Он использует курение как средство коммуникации, сближения, знакомства. К тому же, у него зависимость. Я поставила перед собой цель — избавить друга от курения, и однажды забрала у него сигареты, аргументируя это тем, что его жизнь важна для меня. Он пообещал выкурить только одну. Я согласилась, протянув ему сигарету из оранжевой пачки. Вскоре он вернулся, слегка грустный, потому что никого не встретил и «вылазка» оказалась безуспешной. Через час я ушла в душ и услышала, как хлопнула входная дверь. Ушёл курить. Мои труды напрасны. Горячая вода била в лицо, но ей не удавалось смыть с него отпечаток разочарования, душевной боли, раздражения и злости. Когда вышла, этот товарищ уже сидел за столом. Подошла к нему, спокойным голосом спросила: «Зачем ты вышел опять? Курил же недавно». В этот момент его брови приподнялись, на лице мелькнуло наигранное удивление: «А, ты слышала? Я не хотел тебя беспокоить просто». Конечно, слышала. И, разумеется, он знал. «Понимаешь, у меня два выбора: сдаться и перестать заботиться о тебе или же до победного конца с тобой, но ты должен бороться», — с несвойственной мне серьёзностью сказала я. Он промолчал, нервно сжал губы, затем выдохнул. В этот раз комната наполнилась не дымом, а виной, обидой и безысходностью. Я обняла его, хоть и чувствовала упрямое несогласие. Сигареты убивают не только здоровье, но и отношения. Главное, что друг начал бороться с собой. А внутренний конфликт часто приводит хоть к какому-то результату.

Бороться или нет? — это вопрос не только тех, кто бросает курить. Об этом спрашивают и те, кто помогает разорвать зависимость. Мы не имеем права осуждать людей, которые курят, ведь причины у них разные: от желания чувствовать себя в некой связи, единстве с окружающими, до воспоминаний об ушедших родных. Но можно задуматься о том, как сделать курение менее популярным. Может, молодёжи нужно дать пространство, время и возможности знакомиться как-то иначе, без сигарет? Например, устраивать различные мероприятия, где люди могли бы общаться и чувствовать себя частью чего-то большего. А родителям стоит задуматься над тем, какой пример они подают сами и как воспитывают дитя. Может, не всегда дело в том, что ребёнок «понабрался всякого из школы», а в том, что родители не научили его не «понабираться»? Необходимо научить заботиться и о некурящих близких. Как сделать так, чтобы свободный от никотиновой зависимости друг не чувствовал себя изгоем, когда все идут курить и общаться, а он вынужден либо остаться один, либо страдать, нюхая сигаретный дым в компании? А людям, которые помогают другим победить зависимость, могу пожелать лишь удачи. Ведь избавиться от проблемы курения тяжело, особенно когда курение для самого человека не проблема, а способ ее решения, или (ещё страшнее) смысл жизни. И остаётся надеяться, что этот поезд не довезёт его до последней станции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *