29.03.2024

Толстовский дом в Санкт-Петербурге

«Вот здесь стоял мой флигель».

Евгений Рейн «Прогулка»
Екатерина Осина «Санкт-Петербург. Толстовский дом»
katyaosina.com

Местные жители и туристы могут наблюдать величие фасада «Толстовского дома», прогуливаясь по набережной реки Фонтанки недалеко от знаменитого перекрёстка «Пять углов». Уже несколько лет активисты пытаются создать здесь музей, но пока, к сожалению, безуспешно. Почему же эта достопримечательность достойна повышения своего культурного статуса? Дело в её архитектурных особенностях, кинематографическом прошлом и внушительной литературной истории. Среди огромного количества знаменитых жителей и гостей доходного дома было немало мастеров слова.

Толстовский дом в 1912 году

Владельцы

Проект дома принадлежит выдающемуся архитектору Фёдору Ивановичу Лидвалю. Первый владелец, по заказу которого был построен дом в 1910 – 1912 годах — генерал-майор граф Михаил Павлович Толстой. Следует сразу прояснить родственные связи между ним и писателями Львом Николаевичем и Алексеем Константиновичем Толстыми. Он приходился обоим пятиюродным братом.

После смерти собственника будущая достопримечательность северной столицы перешла по наследству к его жене Ольге Александровне. До Октябрьской революции здание носило широко распространённое неофициальное название «дом генеральши Толстой». Впоследствии историю жилого квартала вершила советская власть.

Архитектурные особенности Толстовского дома

Фёдор Иванович Лидваль

Поговаривают, что мнение Леонтия Николаевича Бенуа, который был учителем Лидваля, играло важную роль при выборе зодчего для строительства дома графа Толстого. Постройка выполнена в стиле «северный модерн» и представляет собой три парадных двора, соединённых проездами в виде высоких аркад ренессансного типа. Проход позволяет выйти с улицы Рубинштейна к набережной реки Фонтанки. Сдержанность в декорировании стен и вместе с тем их престижный вид – характерная черта работ шведского архитектора. Фасад, отделанный штукатурным покрытием, кирпичом и тесаным известняком, украшен редкими выразительными панно и нишами с вазами. При планировке Лидваль предусмотрел лифты, систему водоснабжения и прачечную. Во времена СССР к газонам вдоль внутренней улочки прибавились тополя посередине дворов, а клумба сменилась фонтаном с бетонным цветочным горшком, к сожалению, не сохранившимся. Необыкновенный случай в петербургской архитектуре, когда вид внутри двора превосходит в тщательности оформления внешние фасады.

Литературное прошлое Толстовского дома

Снимавший комнату в стенах постройки Александр Куприн тренировался в клубе «Санитас», который находился в Толстовском доме. С 1913 по 1918 год в здании располагалась редакция журнала «Новый Сатирикон», заведовал которым писатель Аркадий Аверченко. Его квартиру в доходном доме посещали в своё время Е. Зозуля, П. Пильский, Н. Брешко-Брешковский, Ре-ми (Н. Ремизов-Васильев) и др. У поэта Евгения Рейна также гостили соратники по ремеслу А. Ахматова, Д. Бобышев, В. Британишский, С. Довлатов, И. Бродский, А. Найман, Г. Горбовский и А. Кушнер. Своё стихотворение «Прогулка» Рейн посвятил этому дому:

Фонтанка за спиной и мельтешит проспект, 

Как в перископе. Туда успеется,

Покуда же свернем в огромную готическую арку,

Особый двор, заброшенный фонтан,

Восьмиэтажные граниты и лепнины,

На стенах полу-львы — полу-грифоны,

И снова арка, и за ней укромный,

сквозь подворотню выход в переулок.

По словам автора, после переезда в столицу он, бывая в Петербурге, просто приходил в этот двор, садился на скамейку и курил. Толстовский дом стал частью его жизни.

В «Булгаковской энциклопедии» Бориса Соколова сказано, что у квартиры №50 из романа Михаила Афанасьевича «Мастер и Маргарита» существует конкретный прототип в Москве. Однако в доходном доме тоже бытует легенда о «нехорошей квартире». Искусствовед Марина Колотило в своей статье «Легенда Толстовского дома» предполагает отражение достопримечательности в произведении Булгакова: «Нехорошая «булгаковская» квартира имела №50, семь комнат и была расположена на пятом этаже пятиэтажного дома. По иронии нечистой силы нехорошая «толстовская» квартира имеет №60, восемь комнат и расположена на шестом этаже шестиэтажного дома». В 1937 году житель этой квартиры, знаменитый востоковед Дмитрий Позднеев, был репрессирован. На его сестре был женат дядя Михаила Булгакова, который при каждом посещении Ленинграда бывал у этого семейства дома. В книге Колотило «Толстовский дом. Созвездие имён» указано, что Дмитрий Позднеев являлся для писателя одним из прототипов Воланда.

Наши дни

Здание признанно объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в силу исторической и культурной значимости и с 1988 года принадлежит Объединённой охранной зоне Санкт-Петербурга. Спустя 20 лет статус дома понизился до уровня «Зоны регулируемой застройки». В 2008 году открылось ТСЖ, пытающееся сохранить внешний вид постройки. По инициативе искусствоведа Марины Колотиловой на общественных началах создаётся музей «Толстовский дом».

На данный момент этот памятник культуры окончательно занял своё место на рынке престижного жилья. О финансовом положении нынешних хозяев квартир можно судить по припаркованным во дворе дорогим автомобилям. В проездах дома сейчас целыми сутками работает охрана, а сквозной проход на ночь перекрывается. Однако днем, как и раньше, есть возможность прогуляться дворами Толстовского дома подобно классикам и насладиться красотой одного из самых ярких сооружений Серебряного века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *