28.03.2024

Место встречи засекречено: Бродский в алфавитном беспорядке

Фото: alexandrinsky.ru

«Бродский в алфавитном беспорядке» — экспериментальный спектакль, представленный на новой сцене Александринского театра. Постановка идёт 50 минут и не включает в себя антракт. Возрастной цензор – для зрителей старше 12 лет.

Премьера спектакля «Бродский в алфавитном беспорядке» состоялась еще в 2016 году. Приурочен он был к юбилею поэта. Создан при поддержке Музея Анны Ахматовой и театра Hand Made. Тогда, три года назад, зрители могли насладиться постановкой на сцене Музея Ахматовой в Фонтанном доме. Сейчас же познакомиться вновь с величайшим поэтом можно на сцене Александринского театра.

Среди нас

   Иосиф Александрович Бродский – русский, американский поэт, переводчик и драматург. В последние годы его популярность растет. Многие покупают сборники стихов, прогуливаются по улочкам, связанным с ним. Даже делают татуировки с портретом или строчками из стихов. Сложно сказать, с чем именно это связано. «Сохрани мою тень, не могу объяснить, извини», — писал Бродский. Нынешнее молодое поколение буквально пропитано его стихами. Он просил сохранить – мы сохранили.

Кто? Где? Когда?

   В Петербурге режиссером постановки выступила Светлана Озерская. О спектакле я узнала случайно, но сердце затрепетало от одного упоминания о Бродском. Развею первый миф, который наверняка закрался в сознание: в данной работе минимальное количество стихотворений. Несомненно, они присутствуют, но не в том объеме, котором предполагалось изначально. Главное в спектакле — автобиографическая проза.

В основе сценического решения — минимализм. Зритель не нуждается в лишних деталях. Нет дорогих декораций, сложнейших элементов и чего-то особенного. Здесь завораживает именно простота выразительных средств. События жизни поэта соединяются скорее эмоционально, чем хронологически. Вот первая изюминка постановки.

   Спектакль представляет собой симбиоз театра теней, пластического и драматического театра. Это вторая изюминка картины, но об этом позже.

Фото: alexandrinsky.ru

Актерский состав

   Главной персоной на сцене стал актер – Андрей Шимко. Именно он предстает перед зрителями в роли Иосифа Бродского. Появляется эффектно. Да что там! Гипнотизирует своим внешним видом: плащ, шляпа, чемоданы и, конечно, напряженная мимика. Он уверенно передвигается по сцене. В первые минуты трудно понять, что происходит вне зрительского зала. Листья наполняют натянутый экран, который расположился перед сценой. Андрей Шимко вживается в роль. Речи становятся утвердительнее, передвижения активнее. Сейчас он обращается к зрителям, а спустя секунду – располагается на чемоданах с радиоприемником на руках. Актер не пытается повторить в точности внешний вид Бродского. Скорее, наоборот, он делает акцент на тембре и интонации голоса.

Фото: alexandrinsky.ru

   Партнерами по спектаклю Андрею Шимко стали пластические актеры театра Hand Made. Ребята выстраивают при помощи рук декорации: виды Венеции, Петербурга. Затем фигуры людей, зданий, птиц. Интересно до безумия! Актеры помогают передать настроение, а их взаимодействие с героем доносят основные идеи.

   На высоком уровне работают и видеопроекции. Звездное небо, а затем снегопад – достраивают общую картину. Зрители замирают, постепенно собирая пазл из разнообразных частей.

Смысл названия

   «Более всего память похожа на библиотеку в алфавитном беспорядке и без чьих-либо собраний сочинений», — такой фразой Иосифа Бродского начинается спектакль. В название ложится перифраз данной цитаты. Речь идёт о человеческой памяти, как о феномене. Суть проста: память хранит частное, а не общее. В этом и состоит её родство с искусством.

   В целом, спектакль состоит из хаотичных воспоминаний о жизни поэта. Венеция – первый этаж его комнаты, волны, музыка. Петербург – мосты, Нева, каналы и школа. Детство – радиоприемник, родители, джаз. Постановка не столь завораживает сюжетом, сколько игрой актеров. На последних минутах начинается целый джазовый концерт. Руки, ноги, чемоданы – всё пускается в пляс. Возникает ощущение, что каждый миллиметр зала, декораций наполнен жизнью. А самое главное – зритель наполнен.

Фото: alexandrinsky.ru

   «Навсегда расстаемся с тобой, дружок. Нарисуй на бумаге простой кружок. Это буду я: ничего внутри. Посмотри на него — а потом сотри» — такими словами заканчивается интересный, уникальный спектакль. Завершается постановка, но однозначно не эпоха Бродского.

Вне сцены

Зрителям, которые остались после постановки, посчастливилось побеседовать и лично поблагодарить Андрея Шимко. Какое тепло, какую энергию передаёт этот талантливый человек! Охота творить, провозглашать, укутать весь мир. Актёр благодарит каждого и пламенно обнимает. Сейчас у него в планах отыграть спектакль, который он самостоятельно срежиссировал.

   «Бродский в алфавитном беспорядке» — что-то необычное и экспериментальное. То, что невозможно передать словами. Именно тот пазл, который надо собрать самому.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *